Повторятся ли кредитные «качели» в 2012-м?

Свободная тема для общение и переписки, но строго контролируется на спам!
Правила форума
Дорогие посетители и гости форума! Чтобы задать вопрос о ГБО, пожалуйста, не оставляйте сообщение в уже обсуждаемых темах: создайте новую тему, опишите вашу проблему, укажите марку авто и установленное оборудование.

Повторятся ли кредитные «качели» в 2012-м?

Сообщение ADMIN » Чт янв 19, 2012 1:27 pm

в минувшем году средний кредит на покупку автомобиля колебался в пределах 85–110 тис. грн, средний срок займа был 5-7 лет, а средняя процентная ставка по кредиту составляла 14-18% в гривне. Характерно, что с начала 2011 до примерно его середины, условия кредитования либерализировались, процентные ставки и размер первоначального взноса снижались, а сроки кредитования и само количество выданных кредитов – увеличивались. В результате, доля автокредитования начала стремительно расти и приблизилась к показателю 20% проданных автомобилей, а у отдельных брэндов в кредит продавалось треть всех автомобилей. Впору уже было говорить о возрождении рынка. Однако со второй половины года можно было наблюдать прямо противоположную картину. Настоящие кредитные «качели».

Как сообщил KOSTA GAS начальник отдела аналитики департамента акцептации и администрирования кредитов и лизинга IdeaBank Александр Береговский, динамика выдачи автокредитов в первые пять месяцев 2011 года имела такой же стремительный рост, как и сам рынок. Но с ноября месяца объемы кредитных продаж уменьшились в связи с ситуацией на рынке гривневых ресурсов Украины. После их удорожания в последние два месяца 2011 года, несколько больших «игроков» данного рынка вообще прекратили прием заявок на автокредиты. А большая часть банков пересмотрела и ужесточила условия выдачи кредитов.

Приведенный выше сценарий развития событий подтвердил и директор департамента организации работы с частными клиентами АО «Астра Банк» Виталий Жихарцев. По его данным за 2011 год количество проданных в кредит новых легковых автомобилей выросло по сравнению с 2010 годом на треть. Развитию автокредитования способствовало удешевление кредитов и улучшение их неценовых условий. С января по сентябрь 2011 года ставки по программам автокредитования медленно снижались, фактически достигнув докризисного уровня. Многие банки минимизировали авансовый взнос и увеличили сроки кредитования. Пик кредитных продаж – до 21% от всего объема проданных новых автомобилей - пришелся на август-сентябрь 2011 года, когда в СМИ прошла информация о намерениях правительства вернуть пошлины на импортные авто. покупатели ринулись занимать деньги в банках, напуганные грядущим удорожанием авто.

При этом процентные ставки по автокредитам оставались достаточно низкими – на уровне 15-17% годовых в гривне. Однако, к октябрю данный резерв роста спроса был исчерпан. Также в октябре из-за удорожания ресурсов банки начали поднимать процентные ставки по кредитам и ужесточать требования к заемщикам. Это напрямую отразилось на объемах кредитных продаж, которые с октября по декабрь 2011 года упали на 15%.

Правда, как оказалось, кредитные «качели» (резкий подъем, а за ним – спад), были далеко не во всех банках Украины. Заместитель директора департамента розничных продуктов «ВТБ Банка» Владимир Буданов сообщил KOSTA GAS, что динамика выдач автокредитов в ВТБ банке была положительной в течение всего 2011 года. Во II квартале выдачи выросли в 3 раза по сравнению с I кварталом, в III квартале выдачи выросли еще на треть по сравнению со II кварталом, в IV квартале продажи автокредитов увеличились еще на 20% по отношению к III кварталу. В целом, если сравнивать продажи 2010 и 2011 годов, то в 2011-м продажи автокредитов в «ВТБ Банке» выросли более чем на 400%.

Такая же положительная динамика была и в объемах выдач. В январе 2011 года объем выдач составил 24 млн. грн, в декабре эта цифра составила 202 млн. грн. То есть объем выдач в течение года вырос почти в 10 раз (!). По результатам 2011 года «ВТБ Банк» оформил автокредитов на сумму 0,5 млрд. грн. Владимир Буданов отметил, что оживление рынка автокредитования, было связано в первую очередь с тем, что на рынок вышли многие крупные банки с конкурентными предложениями, которые максимально приблизились к условиям пикового в автокредитовании 2008 года. Снизить процентные ставки по кредитам позволила также стабилизация экономики страны.

В Украине больше нет валютного автокредитования

Что касается условий погашения кредита, то как сообщил KOSTA GAS Владимир Буданов, известное решение Конституционного суда на них не повлияло. Однако, отметил Буданов, такие решения могут негативно сказаться на платежной дисциплине во многих финансовых учреждениях и в целом в банковской системе.

Кредитный договор содержит достаточное количество разъяснений, формул и выдержек из законодательства Украины, поэтому говорить о том, что заемщик мало осведомлен о предоставляемой ему кредитной услуге, несправедливо по отношению ко второй стороне договора. Ведь такие договора заключаются исключительно по обоюдному согласию сторон и подтверждаются подписями. Подобные Решения (Конституционного суда) становятся дискриминационными по отношению к финансовым учреждениям.

Чего ждать

Сегодня летние размеры ставок по кредитам уже кажутся роскошью, хотя их тогда (летом) банкиры обещали понизить еще. Зато, ситуация с автокредитованием стабилизировалась. Как сообщил KOSTA GAS заместитель Председателя Правления УкрСиббанка BNP Paribas Group Константин Лежнин, кредиты на покупку новых автомобилей выдают ныне более 30 банков из списка «ТОП-50» по активам, что дает возможность говорить о заинтересованности игроков в данном финансовом продукте.

Правда, не смотря на это, по мнению Константина Лежнина, говорить о возвращении к уровню ставок, которые были на рынке летом, еще рано. Динамика ставок будет зависеть от действий НБУ. В случае отсутствия шоковых явлений в экономике Украины и наличия доступных ресурсов для банков, снижение начнется в конце первого квартала 2012 года. Но оно не будет иметь ускоренного характера, поскольку присутствуют риски замедления мировой экономики и, как результат, - украинской.

Что касается авансового платежа, сегодня в большинстве банков он начинается с 15% от стоимости автомобиля, но есть и партнерские программы, где аванс составляет 0%. Вероятнее всего, банковскую систему вряд ли охватит тенденция к внедрению более жестких требований к заемщикам в будущем.

Такого же мнения придерживается и Александр Буданов. Он сообщил KOSTA GAS, что «ВТБ Банк» в 2012 год зашел со сроком кредитования 7 лет и с размером первоначального взноса 15%. Осенью размер первоначального взноса был уменьшен до 0%. В течение года были также снижены процентные ставки по кредитам. По его мнению, в линейке розничных продуктов автокредитование является «золотой серединой»: это и доходный, и малорисковый продукт. Сроки кредитования позволяют говорить о хорошей оборачиваемости кредитных средств по сравнению с теми же ипотечными продуктами. А наличие достаточно ликвидного залога также делает этот вид кредитования привлекательным. Поэтому, пока речь не идет об ужесточении условий кредитования. Они останутся на уровне конца 2011 года.

Как сообщил KOSTA GAS Виталий Жихарцев, в I квартале 2012 года средняя эффективная ставка будет составлять 20-23% годовых в гривне. Снижение стоимости автокредитов, скорее всего, начнется со второго квартала. Однако конкретный уровень снижения ставок будет зависеть от стоимости ресурсов для банков и экономической ситуации в стране. В первом полугодии 2012 года ожидается рост минимального авансового взноса в среднем по рынку до 20–30% от стоимости автомобиля. Хотя в 2011 году большинство банков при оформлении кредита на автомобиль требовали от клиентов внести авансовый взнос от 10% стоимости автомобиля. Сроки автокредитования по мнению Жихарцева, в текущем году банки оставят без изменений – 5-7 лет.

В январе-марте он прогнозирует долю продаж автомобилей в кредит на уровне 10-15 %. И только со второго квартала 2012 года количество продаж автомобилей в кредит начнет медленно расти. По итогам 2012 года доля кредитных продаж составит 15-20 % от общего количества проданных в Украине новых автомобилей. Эта цифра будет напрямую зависеть от конъюнктуры финансового рынка и ликвидности банковской системы.

Не так оптимистичен Александр Береговский. Он сообщил KOSTA GAS, что нестабильность в стране не способствует и не будет способствовать продажам автомобилей в кредит. По его мнению, 2012-й в лучшем случае будет иметь динамику 2011-го. Однако, можно надеяться, что уже в апреле-марте условия выдачи кредитов, включая ставки и комиссии, стабилизируются и будут находиться на уровне сентября 2011-го.

Что стоит за декабрьским рекордом продаж?

KOSTA GAS писал об этом прекрасном времени – сентябре прошлого года помнится тогда банкиры были настроены оптимистически и говорили о дальнейшем снижении ставок по автомобильным кредитам. К сожалению, получилось по-другому. Поэтому, тем, кто собирается приобретать автомобиль в кредит, видимо стоит подождать до весны. Не исключено, что ставки к этому времени снизятся. Если, конечно, в стране все будет хорошо.
Аватара пользователя
ADMIN
Профи-клуб установщиков ГБО
Профи-клуб установщиков ГБО
Сообщения: 2783
Зарегистрирован: Вс авг 06, 2006 11:52 am

Invitations sent: 0
Successful invitations: 0
Награды: 5
Основатель форума (1) За 700 сообщений (1) За 1000 сообщений (1) За 7 лет на форуме (1) За форумские заслуги (1)
Благодарил (а): 21 раз.
Поблагодарили: 71 раз.
Город: CCCР
Пользователь: Автолюбитель
Возраст: 99

Вернуться в Курилка

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 2