Преимущества газа перед бензином:
октановое число газа (пропан-бутана, метана) - 105-112, но сгорает он более мягко, что приводит к меньшей нагрузке на поршни двигателя
увеличение межремонтного периода работы двигателя в 1,5 раза
увеличение срока службы моторного масла в 1,5 - 2 раза
снижение уровня шума работы двигателя на 3-8 дБ (минимум в два раза)
увеличение срока службы свечей зажигания на 40%
снижение токсичности выхлопных газов: СО - в 2-3 раза, N0 - в 1,2 раза, СН - в 1,3-1,9 раза
Основные аргументы "За" и "Против"
Среди многих автолюбителей и даже работников автосервиса бытует заблуждение, что газовая система питания небезопасна, может повредить двигатель, снизить его мощность, моторесурс и увеличить расход топлива. Подобные страхи не имеют под собой никакого основания, но переубедить такого человека бывает просто невозможно. Дело в том, что времена первых проб и низкокачественного оборудования давно прошли и на данный момент технология хорошо отработана. Но, тем не менее, если Вы это читаете, то не все еще потеряно.
Опыт эксплуатации газобаллонных автомобилей показывает, что эти автомобили в аварийных ситуациях менее пожаро- и взрывоопасны, чем оснащенные бензиновыми двигателями. Газ или бензин в смеси с воздухом может загореться только при высокой концентрации в определенном объеме. Из-за специальных добавок в случае утечки газа не почувствовать его запах может разве что мертвый. Утечку бензина можно и не заметить. При аварии и повреждении газовых трубопроводов мультиклапан моментально прекратит подачу газа, а разрушить газовый баллон очень сложно. Таким образом, вытекающий после аварии бензин представляет гораздо более серьезную опасность.
Для хранения автомобиля с газом в закрытом помещении на каждом трубопроводе, выходящем из баллона, предусмотрено не менее трех независимых друг от друга запорных устройств. На заправочном трубопроводе: вентиль на блоке арматуры, обратный клапан блока арматуры, заглушка заправочного устройства. На трубопроводе, питающем двигатель: вентиль блока арматуры, скоростной клапан, электромагнитный газовый клапан с фильтром и разгрузочное устройство редуктора.
Перевод автомобиля на газ не требует серьезной переделки двигателя. Двигатель, работающий на газе, требует минимальной регулировки. Улучшается работа системы зажигания, срок службы свечей возрастает на 40%. При работе двигателя на газе происходит более полное сгорание газовоздушной смеси, чем при работе на бензине. Как следствие, улучшаются условия смазки трущейся пары цилиндр - поршневые кольца, поскольку несгоревший бензин смывает масло со стенок цилиндров. Уменьшается нагарообразование в камере сгорания головки блока цилиндров и на поршнях, поскольку сокращается количество углеродистых осадков. Заметно снижается суммарная токсичность отработавших газов. При правильно выбранном режиме работы на газовом топливе уровень создаваемого двигателем шума снижается на 3-8 дБ, да и сам двигатель начинает работать мягче.
Газ - высококачественное топливо с октановым числом около 105. Поэтому ни на одном режиме работы двигателя не возникает детонация.
Применение газа заметно снижает по сравнению с бензином суммарную токсичность отработавших газов. Более чем втрое уменьшается количество токсичной окиси углерода СО (угарный газ), в 1,6 раза - содержание канцерогенных углеводородов СН, состоящих из частиц несгоревшего топлива. Концентрация окиси азота NO и двуокиси NO2, образующихся в процессе горения смеси кислорода и азота (безвредный азот, попадая в камеру сгорания из атмосферы, превращается в ядовитое соединение - оксиды азота), при работе двигателя на газе снижается в 1,2 раза.
Наряду с перечисленными достоинствами газобаллонного автомобиля следует отметить и ряд присущих ему недостатков, а именно: невозможность запуска двигателя в холодное время года на газу; снижение мощности двигателя на 7%; увеличение металлоемкости автомобиля на 25-30 кг, баллон в багажнике занимает место, есть тороидальные баллоны, устанавливаемые в нишу запаски, но они дороже.
На давление газа в баллоне оказывает влияние температура окружающей среды. Поэтому надо следить, чтобы машина не перегревалась. При полном заполнении баллона (паровая подушка отсутствует) даже незначительное повышение температуры может привести к резкому увеличению давления. Автомобильная арматура имеет специальное устройство, автоматически перекрывающее заправочный канал при достижении заполнения полезного объема баллона на 80%. При достижении указанного объема дальнейшая заправка баллона прекращается.
Расход газа
Учитывая физические свойства газа, ввиду различной теплотворной способности, расход пропан-бутановой смеси должен быть больше расхода бензина. Теоретически расход газа можно определить сравнив энергию единицы объема для разных видов топлива:
Пропан - 6100 ккал/л;
Бутан - 6834 ккал/л;
Бензин - 7718 ккал/л;
Пропан-бутановая смесь (50%х50%) - 6470 ккал/л;
Пропан-бутановая смесь (90%х10%) - 6175 ккал/л.
Таким образом, одному литру бензина соответствует 1.19л пропан-бутановой летней смеси или 1,25л пропан-бутановой зимней смеси.
На данный момент существует достаточно большое количество производителей газового оборудования. Ограничений по объему двигателя нет, одинаково хорошо ставится и работает газовое оборудование как на двигателях объемом 1.6L, так и на 2.8L и выше. Серьезной проблемой может стать отсутствие свободного места в багажнике в случае установки стандартного баллона большого объема. Решением проблемы может стать установка тороидального баллона в нишу для "запаски". Такой баллон объемом 48-50 литров по размеру соответствует колесу 195/65R15, но стоит больше, чем обычный. Не следует забывать, что полезный объем на 15-20% меньше реального.
На практике при правильной установке и регулировке расход газа может либо соответствовать расходу бензина, либо превышать расход бензина на 10-20%, в зависимости от условий (зима, активное вождение и т.д.), типа двигателя и газового оборудования.