Опубликованные 5 августа 2011 г. поправки в Налоговый кодекс делают необоснованным проведение процедуры по отбору проб с импортных партий сжиженного газа. Такое мнение высказал директор "Консалтинговой группы А-95" Сергей Куюн, отвечая на вопросы слушателей Летней школы нефтетрейдеров, проходящей в Лондоне с 1 по 19 августа.
"Формально обязательный отбор проб был внедрен для борьбы с уклонением от уплаты акцизного сбора, поскольку ранее подакцизными были только основные разновидности сжиженного газа. Однако законодатель в последних изменениях в Налоговый кодекс максимально расширил перечень товарной номенклатуры сжиженных газов, включая даже некоторые сырьевые позиции, в результате чего теперь весь сжиженный газ облагается акцизом. В свою очередь это лишает всякого смысла дальнейший анализ импортируемого LPG", - заявил украинский эксперт.
Между тем, по его словам, формально остается открытым вопрос определения корректной таможенной стоимости сжиженного газа, от чего зависит величина НДС.
"Украинские таможенники великолепно справились с этой задачей в отношении светлых нефтепродуктов, используя котировки мирового рынка. Поэтому продолжающиеся проволочки с применением аналогичного опыта в отношении сжиженного газа закономерно начинают вызывать подозрения относительно умышленного создания проблем субъектам внешнеэкономической деятельности с легко угадываемыми целями", - заявил Куюн.
По словам директора "А-95", упомянутая ситуация с растаможкой приводит к ощутимому подорожанию сжиженного газа в среднем на 35 коп/л, а также к нежеланию зарубежных грузовладельцев отправлять в Украину данный продукт, поскольку это приводит к дестабилизации цикла оборота вагоноцистерн и, соответственно, снижает рентабельность операций.
"В глобальном смысле комплекс этих неблагоприятных факторов угрожает дальнейшему развитию рынка сжиженного газа, так как ведет к подорожанию данного энергоносителя, набирающего популярность благодаря своей дешевизне по сравнению с бензином", - заявил директор "Консалтинговой группы А-95".
По оценке специалиста, в этом году потребление LPG в Украине может достичь 1 млн т, что выведет страну в тройку крупнейших европейских рынков после Польши и Турции. В свою очередь такой объем заместит фактически аналогичное количество бензина, который беспрерывно дорожает под давлением мирового рынка, и снизит влияние выхлопных газов на окружающую среду.
Как сообщалось ранее, с 9 июля украинская таможня возобновила требование проведения анализа проб ввозимого сжиженного газа, что сначала привело к полному блокированию поставок и далее - резкому росту цен на украинский сжиженный газ до 10 200 грн/т и последующему подорожанию его на 1 грн/л в рознице. Задержка грузов на 20-30 дней, необходимых по регламенту для проведения анализов, приводит к росту цен на сжиженный газ за счет простоев железнодорожных цистерн на 600 грн/т (35 коп/л). Такая же практика отбора проб применялась таможенниками в начале 2011 г., но была отменена