Бензиновая «бодяга» с мини-НПЗ: почему страдают отечественные автовладельцы?

Свободная тема для общение и переписки, но строго контролируется на спам!
Правила форума
Дорогие посетители и гости форума! Чтобы задать вопрос о ГБО, пожалуйста, не оставляйте сообщение в уже обсуждаемых темах: создайте новую тему, опишите вашу проблему, укажите марку авто и установленное оборудование.

Бензиновая «бодяга» с мини-НПЗ: почему страдают отечественные автовладельцы?

Сообщение ADMIN » Пн апр 02, 2012 4:24 pm

Крупные НПЗ не работают: большинство из-за нерентабельности, а некоторые пытаются давить на правительство. Зато топливо массово фабрикуют мини-НПЗ. Чтобы остановить их работу, нужно прекратить действие стандартов Евро-1 и Евро-2.

Среди множества факторов, влияющих на низкое качество топлива на отечественном рынке, есть один довольно устаревший – это деятельность мини-НПЗ.
Помнится, как еще в 2009 г. Минтопэнерго обещало через два года перевести рынок на высокие европейские стандарты качества бензина (Евро-4). Тогда многие был уверен, что мини-НПЗ дорабатывают последние годы или даже месяцы, поскольку получить топливо высокого качества на них априори невозможно. Однако всеобщий переход на «евростандарты» отложили тогда на неопределенное время.
«Секрет» доходности мини-НПЗ
Сейчас в Украине работают 6 крупных НПЗ: Лисичанский, Кременчугский, Херсонский, Дрогобычский, Надворнянский и Одесский. Четыре из них простаивают уже много месяцев, а в начале марта остановлена ​​работа пятого – Лисичанского НПЗ.
Официальная причина, которую озвучивают эти НПЗ, – убыточность переработки нефти для украинского и российского рынка. Дело в том, что устаревшие технологии и оборудование обусловливают малую глубину переработки нефти даже на крупных заводах – около 55-75% (против 90-96% на НПЗ в развитых странах). Соответственно, чем больше глубина переработки, тем ниже себестоимость нефтепродуктов.
Так, если на НПЗ глубина переработки меньше 50%, то по всем экономическим законам его деятельность не может быть прибыльной в Украине и во всем мире. Так, глубина переработки Дрогобычского НПЗ – 54%, и сегодня он стоит, Херсонского – 56%, он тоже не работает.
Работа Лисичанского НПЗ при 78% глубины экономически не выгодна, по словам его владельцев, хотя у меня есть сомнения по этому поводу. Не исключаю, что остановка Лисичанского НПЗ – это завуалированное давление на правительство с целью введения импортных пошлин . Но это тема для отдельного разговора.
Зато, несколько десятков мини-НПЗ с глубиной переработки чуть в 40% прибыльно работаютпо всей Украине. Парадокс? Нет! Это печальные реалии украинского нефтеперерабатывающего рынка.

Во-первых, практически все мини-НПЗ работают вне закона: не стоят на учете в налоговой, не платят НДС и акциз, за ними не следят экологи.
Во-вторых, мини-НПЗ работают преимущественно с использованием сырья, либо незаконно добытого из недр Украины, и за это не уплачены налоги, либо фактически украдено из магистральных трубопроводов, поставляющих нефть на крупные отечественные НПЗ.
Живучесть мини-НПЗ объяснить несложно. Они работают «под крышей» или местной власти, или разного уровня чиновников. Именно из-за этих «крыш» проверки крайне редко обнаруживают подпольные НПЗ.
Есть и другой парадокс. В последние годы в Украине неуклонно падает добыча нефти (почти на 10% ежегодно), при этом количество скважин растет, как и количество мини-НПЗ. Надо быть просто слепым, чтобы не увидеть прямой связи между деятельностью мини-НПЗ и кражами нефти.
Неоднократно экспертами подсчитано, что после закрытия всех мини-НПЗ, нефтедобывающая отрасль Украины на 10-15% увеличит добычу нефти и газового конденсата. Соответственно, будут уплачены налоги, акцизы, а это в свою очередь – существенное пополнение государственного бюджета.
«Бодяга» под видом бензина
Другая проблема бурной деятельности мини-НПЗ – качество топлива, которое они производят. Нужно понимать, что мини-НПЗ – это примитивная форма переработки нефти. В результате их работы получается 40% суррогатных нефтепродуктов и 60% мазута.
Если провести аналогию по качеству топлива мини-НПЗ, то его можно сравнить с суррогатом, который бы выходил из своеобразного самогонного аппарата. Мини-НПЗ располагают оборудованием только для атмосферной перегонки нефти, которая позволяет получать бензин с октановым числом 50-60 и возможностью его повышения максимум до 80 за счет применения добавок. В итоге эта «бодяга» продается как А-95 или А-92 по ценам ниже среднерыночных. Отсюда возникает цена на 1 грн ниже цены А-95 стандарта Евро-4 и Евро-5. Такой цены, при уплате всех налогов, акцизов и ренты, быть в принципе не может.

Считается, что потребителями, а значит, и «жертвами» продукции мини-НПЗ является исключительно сельхозпредприятия, АТП, ремонтно-строительные управления. Это не так. На практике много случаев, когда низкие цены «бодяги», попадающей с мини-НПЗ на АЗС, привлекают потребителя. Что потом происходит с двигателями автомобилей после знакомства с таким топливом, думаю, объяснять не надо.
Хотели как лучше – получилось как всегда
Государственный стандарт Украины предусматривает, что все бензины под марками А-95, А-92, А-80 и дизтопливо должны продаваться в рамках стандарта Евро-2. Если кто-то реализует топливо, которое по качеству хуже Евро-2, он должен получать так называемые персонифицированные Технические условия (ТУ).
Аналогичным образом необходимо получать ТУ на топливо, отвечающее стандарту Евро-4 и Евро-5. Например, большинство брендовых бензинов на крупных отечественных АЗС. Ведь Евро-4 и Евро-5 – это высокий стандарт качества бензина в мире, который не может подвергаться сомнению.
Известно, что с середины марта текущего года под лозунгами борьбы с некачественным топливом Минэкономразвития отменило технические условия (ТУ) для производства не только низкокачественных смесевых видов топлив с мини-НПЗ, но и брендированных марок бензина. И это притом что, согласно Государственным стандартам Украины, аннулировать регистрацию ТУ необходимо отдельным постановлением в каждом конкретном случае. Причем не огульно, а с объяснением и обоснованием, что в приказе Минэкономразвития не было сделано.
Возможно, хотели как лучше, но получилось как всегда. В итоге снова страдает потребитель, который не понимает, почему с некоторых АЗС исчезло высококачественное брендированное топливо, но осталась «бодяга» с мини-НПЗ. Ответ прост: потому что крупные компании, которые дорожат своим брендом, – дисциплинированные и выполняют нормы закона, а мини-НПЗ работают нелегально, поэтому эти изменения их не коснулись.
Как решить проблему?
Пути решения проблемы некачественного топлива лежат на поверхности.
1. Поскольку оборудование мини-НПЗ не позволяет производить светлые нефтепродукты Евро-4, Евро-5, и чтобы предотвратить уклонение от уплаты налогов (в том числе акциза) со стороны НПЗ следует не продлевать после 1 июля 2012 г. действие ДСТУ 4063-2001 «Бензины автомобильные. Технические условия», ДСТУ 3868-1999″ Топливо дизельное. Технические условия», которое позволяет производство бензинов» Евро-1 и Евро-2.
2. Инициировать внесение изменений в Закон Украины «О лицензировании определенных видов хозяйственной деятельности» относительно дополнения части второй ст.9 п.46 следующего содержания: «переработка нефти, производство светлых нефтепродуктов нефтеперерабатывающими предприятиями, которые не имеют законченного цикла производства».
3. Утвердить постановлением Кабинета министров Украины Перечень нефтеперерабатывающих заводов Украины, которые имеют полный цикл производства.
4. Инициировать перед Кабинетом министров Украины вопрос о необходимости обязательства нефтеперерабатывающих предприятий с незаконченным циклом производства осуществлять приобретение нефти и продажу светлых нефтепродуктов исключительно через специализированные аукционы.
Эти четкие шаги со стороны государства способны в конце концов завершить эру мини-НПЗ, а отечественных автовладельцев заставить забыть некачественное топливо на АЗС как страшный сон.
Реализация этих шагов станет лучшим доказательством, что на высшем государственном уровне действительно преодолевают проблемы отечественного нефтеперерабатывающего рынка. А главным залогом успеха в этом процессе станет устранение от «борьбы с некачественным топливом» определенных чиновников разного калибра, которые по совместительству выполняют функцию «крыши» для нелегальных мини-НПЗ.
Уверен, что после реализации этих шагов положительный результат не заставит себя ждать – в течение года в нефтедобывающей отрасли в Украине добыча нефти и газового конденсата увеличится на 10-15%. А это, как я уже говорил, – рентные платежи, акцизы и другие налоги, которые существенно наполнят госбюджет.

За это сообщение автора ADMIN поблагодарили - 2:
Саша, Влад
Аватара пользователя
ADMIN
Профи-клуб установщиков ГБО
Профи-клуб установщиков ГБО
Сообщения: 2783
Зарегистрирован: Вс авг 06, 2006 11:52 am

Invitations sent: 0
Successful invitations: 0
Награды: 5
Основатель форума (1) За 700 сообщений (1) За 1000 сообщений (1) За 7 лет на форуме (1) За форумские заслуги (1)
Благодарил (а): 21 раз.
Поблагодарили: 71 раз.
Город: CCCР
Пользователь: Автолюбитель
Возраст: 99

Re: Бензиновая «бодяга» с мини-НПЗ: почему страдают отечественные автовладельцы?

Сообщение Влад » Вт апр 03, 2012 5:23 am

Интересно а какие сейчас ТУ производства пропан-бутана?
Аватара пользователя
Влад
Полковник
Полковник
Сообщения: 662
Зарегистрирован: Чт ноя 04, 2010 11:51 pm

Invitations sent: 0
Successful invitations: 0
Награды: 5
Самому активному (1) За 200 сообщений (1) За 300 сообщений (1) За 400 сообщений (1) За помощь делом (1)
Благодарил (а): 9 раз.
Поблагодарили: 22 раз.
Город: Киев
Возраст: 40
Заслуженная репутация: 58
Повысить репутацию ВладПонизить репутацию Влад


Вернуться в Курилка

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 0